Полный гайд, как подготовить авто к зиме
Лед, минусовые температуры, сугробы на обочинах, реагенты – российская зима становится суровым испытанием для любого автомобиля, даже если он рассчитан на непростые условия. Риск поломок и аварий значительно возрастает, а потому подготовку к зиме нужно воспринимать всерьез. Зачем перед холодами менять масло и какие кузовные работы обязательны, что со стеклами и дворниками, в чем плюсы утепления машины? Рассказываем обо всех важных моментах, которые сделают эксплуатацию авто в холодный сезон безопасной и комфортной.
Чек-лист для заботливого автовладельца
1. «Переобуваемся»
Летняя резина — табу на холодное время года. Максимум, вы можете аккуратно на ней добраться до ближайшего шиномонтажа, потому что риск аварии зимой возрастает в этом случае многократно. В остальном же лучше заранее «переобуться», не дожидаясь первого снегопада. Согласно ТР ТС 018/2011, использование зимних шин является обязательным в период с 1 декабря по 1 марта. Но ночные заморозки могут наступить значительно раньше этих дат, поэтому замену колес проводят при стабильном понижении среднесуточной температуры воздуха — менее +5 °С.
Что запомнить:
- Шины должны быть шипованными — только они гарантируют хорошее сцепление с обледеневшим и заснеженным дорожным покрытием. Многие ездят и на фрикционных, но они предпочтительны для мягких зим с небольшим количеством осадков.
- Покрышки должны соответствовать размеру дисков. Давление в них может меняться в зависимости от погодных условий, поэтому периодически его следует проверять.
- Глубина протектора не должна быть меньше 4 мм. Если он сильно изношен, лучше купить новые шины.
2. Приводим в порядок кузов
Зимняя влага и дорожные реагенты приводят к быстрой коррозии металла. Поэтому желательно убрать все огрехи ЛКП заранее. К тому же без сколов и царапин машина выглядит аккуратной, ухоженной и симпатичной. Если времени для посещения автомаляров нет, можно воспользоваться пробником краски и самостоятельно подкрасить проблемные места. Но весной так или иначе лучше заехать на СТО, потому что после зимы появятся и новые дефекты из-за контакта с песком, который сыплют на дороги наряду с солью.
Как вариант, можно обклеить авто специальной бронепленкой — полностью или частично. Удовольствие недешевое, но позволяет сэкономить в дальнейшем. Обращаться за услугой нужно в детейлинг-мастерские.
Как подготовить кузов машины к зиме поэтапно:
Убираем загрязнения, накопившиеся за осень. Сначала тщательно моем автомобиль, затем наносим восковую защиту. Она тоже помогает бороться с негативным влиянием реагентов
.
Исправляем недостатки лакокрасочного покрытия путем обработки сколов и царапин.
Делаем антикоррозионную обработку днища, порогов, колесных арок. Это необходимая процедура, если транспортное средство эксплуатируется в суровых зимних условиях.
3. Осматриваем стекла
Под воздействием морозов скол на ветровом стекле может крайне быстро превратиться в серьезную трещину. А она в свою очередь легко расползается от одного края до другого. И все это — влияние температурных перепадов. Ведь снаружи стекло холодное и постоянно обрабатывается «незамерзайкой», а изнутри его греет система отопления, которая помогает избежать образования инея. Помимо прочего, любой такой дефект портит щетки стеклоочистителя и ухудшает обзорность водителю.
Как поступить:
- Обратиться в специализированный сервис для восстановления лобового стекла. Здесь могут заделать трещину, если она небольшая, либо предложить его замену — правда, в последнем случае, работы лучше проводить в теплое время года, чтобы клей хорошо схватился.
- Если стекло целое, важно тщательно очистить его изнутри. Здесь образуется тонкий налет грязи, жира и различных веществ, которые выделяются интерьерным пластиком при нагреве. Поэтому ночью в свете фар оно кажется мутным, а это некомфортно и небезопасно. Для очистки используют специальные очистители и тряпки без ворса.
4. Меняем дворники
Лобовое стекло должно быть чистым и внутри, и снаружи. Поэтому все внимание на щетки стеклоочистителя:
- Мутная пленка. Проблема в стекле — на нем образовалась жирная пленка. Она появляется как результат воздействия выхлопных газов и других веществ, которые машины выделяют на дороге;
- Полосы грязи или воды. Как правило, указывают на изношенность резинок, а потому щетки лучше заменить.
- Тип дворников. Так же следует помнить, что в зависимости от времени года рекомендуется использовать летние или зимние щетки: они специально разработаны с учетом температурного режима, характера сезонных осадков и эффективнее справляются со своей задачей.
Работоспособным должен быть и стеклоомыватель. Забитые форсунки не дают качественно смыть грязь, по итогу щетки быстрее изнашиваются и царапают стекло.
5. Проверяем систему отопления
Без исправной печки, даже тепло одевшись, вы все равно замерзнете. И вместе с вами начнут замерзать и окна из-за влаги, выделяемой при дыхании. Справиться с этим может только нагрев салона до комфортной температуры.
Три шага, как подготовить систему отопления авто к зиме:
Включить перед холодами климатическую систему на подогрев и оценить качество воздуха из дефлекторов: насколько поток теплый и интенсивный.
Если температура ниже комфортной, причиной могут быть воздушные пробки в системе охлаждения мотора. Также вероятна неисправность заслонок или крана отопителя.
Если воздух горячий, но слабо дует, обратите внимание на состояние вентилятора и салонного фильтра, который за лето мог забиться пылью, пыльцой и пухом.
6. Регулируем световое оборудование
Из-за короткого светового дня мы практически постоянно ездим в темноте. И в такой ситуации безопасность движения напрямую связана с яркостью и правильной настройкой фонарей и фар.
Чтобы улучшить видимость дороги:
- Проверяем работоспособность всех лампочек. Перегоревшие нужно поменять. В бардачок желательно положить еще несколько запасных.
- Регулируем фары головного света — чтобы не слепить встречные авто и эффективно освещать себе дорожное полотно.
- Делаем полировку, если есть сетка из мелких царапин и сколы.
7. Заряжаем аккумулятор
В теплую погоду потеря емкости и уровня выдаваемого тока практически незаметна: мотор заводится легко, а электроподогрев выключен. На холоде потребление электричества сильно возрастает, из-за чего способности АКБ резко падают. Как итог — стартер не проворачивает коленвал, и холодный двигатель не запускается.
Подготовка аккумулятора автомобиля к зиме предполагает обязательную диагностику:
- Проверку плотности и уровня электролита. Делается с помощью ареометра, нормальными считаются показатели в пределах 1,25–1,27 г/см³;
- Оценку выдаваемого напряжения. При заглушенном состоянии вольтметр должен показать не меньше 12 В, а при работающем двигателе — около 14 В.
Если АКБ старая и эксплуатируется давно, стоит задуматься о ее замене. В большинстве магазинов ее принимают в зачет стоимости новой батареи, поэтому затраты невелики.
8. Льем свежее масло
Эту процедуру стоит сделать, даже если до плановой замены остается несколько тысяч километров. Почему? В мороз масло сильно густеет и плохо смазывает рабочие узлы, что увеличивает их износ. При этом у жидкости с пробегом свойства хуже, чем у новой. Как итог — сниженный ресурс двигателя или агрегатов трансмиссии.
На что обратить внимание:
- Индекс вязкости. Чем он выше, тем медленнее масло становится текучим и лучше смазывает детали. Самый высокий индекс у синтетики — 140–170, именно она эффективно защищает силовой агрегат зимой и не теряет своих рабочих характеристик.
- Классификация. Зимние моторные масла имеют маркировку 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Например, 5W30, где «5» указывает на максимальную минусовую температуру, при которой жидкость не меняет своих свойств, «W» от англ. winter – зима, а «30» обозначает максимальную температурную границу при плюсовой температуре.
Попутно посмотрите двигатель, коробку передач и дифференциалы на предмет утечки масла. Потеки могут усилиться из-за того, что на холоде сальники и прокладки дубеют.
9. Смазываем уплотнители
Резинки на стеклах, дверях, крышке багажника тоже требуют ухода. Оттепели и похолодания приводят к скоплению влаги, из-за чего уплотнитель примораживается к подвижным деталям кузова и может порваться.
Избежать этого помогает силиконовая смазка. Она вытесняет воду и поддерживает эластичность резинок. Обработку лучше делать после каждой зимней мойки.
Подготовка машины к зиме, если не будете ездить
Если в зимнее время вы не планируете эксплуатировать автомобиль, лучше поставить его в закрытый бокс, а еще лучше в гараж. Это защитит от холода, непогоды и температурных перепадов. Перед этим:
- Съездите на мойку и обработайте чистый кузов воском.
- Налейте полный бак топлива. В полупустом образуется конденсат, ускоряющий коррозию.
- Замените масло, чтобы за время стоянки осадка было меньше.
- Слейте воду из стеклоомывателя, чтобы избежать его растрескивания.
Долгие новогодние каникулы тоже требуют особой подготовки. Если она останется на улице, выберите для парковки место вдали от крыш и деревьев, на хорошо освещаемой оживленной улице. Снимите дворники и колпаки с колес, чтобы исключить их кражу. Хромированные детали и кузов лучше обработать антикоррозийным покрытием.
Особенности эксплуатации автомобилей в зимний период
Даже хорошо подготовленная к холодам машина не сможет гарантировать безопасность движения и отсутствие ремонтов, если при езде водитель не соблюдает ряд важных правил:
- Прогрев двигателя. Заранее заведите авто и подождите пару минут. За это время масло прогреется и лучше разойдется по всем системам, что снизит нагрузку на детали.
- Давление в шинах. Проверяйте раз в неделю. При плохой накачке сцепление с дорожным полотном ухудшается, особенно если есть снег или лед.
- Сушка после мойки. Это позволит избежать коррозии, замерзания замков и примерзания резинок.
Стиль вождения тоже имеет значение. Старайтесь не ускоряться резко и тормозить плавно. На обледенелой дороге это приводит к заносу и ДТП.
Зная, как подготовить автомобиль к зиме, вы сможете избежать большинства проблем и обеспечить уверенное и комфортное вождение. Главное, выполнять все мероприятия своевременно, и тогда транспортное средство будет готово к любым зимним условиям.